Рус Ўзб Eng
Последнее обновление : 05.06.2020



07:18:31 (GMT +5), ВС, 7 июн 2020

К вопросу об упразднении института прописки

Обратите внимание

К вопросу об упразднении института прописки

Как известно, опубликован проект закона о реформе системы прописки в Ташкенте и Ташкентской области для обсуждения. Согласно указу президента,


Вернуться к списку Версия для печати

Автор: Гузаль АХМЕДОВА доцент ТГЮУ

Как известно, опубликован проект закона о реформе системы прописки в Ташкенте и Ташкентской области для обсуждения. Согласно указу президента, утверждающего Госпрограмму на 2020 год, с 1 апреля для приобретения недвижимого имущества в Ташкенте и Ташкентской области для граждан Узбекистана не потребуется постоянная прописка.

Понятие «прописка» планируется заменить понятием «регистрация». Многие страны на постсоветском пространстве отказались от применения института прописки, называя его «архаичным институтом» по многим основаниям. Имели место такие проблемы, как приём на работу, ограничение в передвижении, отсутствие права приобретения недвижимости, получение медицинской помощи, получение пенсий, получение кредитов, определение детей в детские сады, школы и др.

Что облегчит регистрация, как единая система учета граждан?

Во-первых, упразднение института прописки облегчит положение многих наших сограждан для оформления наследственных прав. Исходя из прошлой практики нотариуса, хотелось бы отметить, что наследство одно из сложных нотариальных действий и определение круга наследников, место открытия наследство привязано именно, к месту проживания наследодателя. В правоприменительной практике нотариусов, и согласно статье 1117 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя.

Например, наследодатель проживал к моменту смерти в Ташкентской области, а прописан был в городе Ташкенте. Фактическое признание места жительства определяется как место прописки. И много случаев, когда не удается найти всех наследников и призвать их к наследству, а главное, принять меры по охране наследственного имущества. В одном только городе Ташкенте открывается около 10 000 наследственных дел. Исходя из численности наследников, наследникам приходится приезжать для оформления наследства в Ташкент. А это, в свою очередь создает проблему временной регистрации, расходы по аренде, сбор документов, получение справок и т д. Целесообразнее на наш взгляд, внести изменение в вышеназванную статью, что местом открытия наследства считается место последней регистрации наследодателя.

Во вторых, внедрение новой системы учета граждан обеспечит неограниченный доступ к государственным услугам, создаст наиболее благоприятные условия для сделок с недвижимостью, автотранспортными средствами и т.д.

В-третьих, на сегодняшний день существуют некоторые расхождения в официальных данных по прописке и фактически проживающих в определенном месте. Фиктивная постановка на учет, то есть прописка, создает препятствия по выявлению в кратчайшие сроки необходимой информации и о правонарушителях.

В-четвертых, по опубликованным данным выявлено, что 163,3 тыс. граждан, имели временную прописку в квартирах, оформленных на чужое лицо. В практике, зачастую имели место случаи, оформления наследства по завещанию на чужих лиц, не имеющих прописку в городе Ташкенте. Количество таких наследников по завещанию превышало более 3 лиц. Несмотря на то, что в законодательстве не предусмотрено ограничение количества наследников и их места проживания, степени родства, нотариусам приходилось не отказывать в удостоверении таких завещаний, несмотря на факт фиктивности завещания в целях получения прописки по пункту 1 Постановления КМ РУ №41 от 16.02.2012г.

В результате, произошли правонарушения как со стороны государственных органов, так и самих граждан. В гражданском судопроизводстве увеличилось количество рассматриваемых гражданских дел по признанию завещаний недействительными. Помимо наследников по завещанию у наследодателя, прописанного в городе Ташкенте выявлялись наследники на обязательную долю, которые также претендовали на имущество.

В-четвертых, требование законодательства прописки в город Ташкент одного из супругов, привело к тому, что увеличилось количество фиктивных заключений браков.

Особо хотелось бы отметить о проблеме права на собственность иностранных граждан (в том числе и соотечественников), имеющих имущество в Республике Узбекистан, перешедшее по наследству. В таких семейных вопросах как дарение долей наследственного имущества на иностранного гражданина (наследника) не предоставлялось возможным. В будущем, надеемся, проект нового закона предусмотрит этот механизм.

Указанные в проекте законодательств процедуры безусловно обеспечат беспрепятственную реализацию конституционных прав граждан Республики.