Рус Ўзб Eng
Последнее обновление : 01.04.2020



16:39:55 (GMT +5), СР, 1 апр 2020

В чем вина гражданина, если решение госоргана незаконно?

Обратите внимание

В чем вина гражданина, если решение госоргана незаконно?

Итак, представим ситуацию, что решением хокима выделен земельный участок, на котором построен дом, и получены необходимые документы, подтверждающие право собственности на него. Позже собственнику сообщили, что земля выделена незаконно, в связи с чем решение хокима отменяется, а дом подлежит сносу.


В чем вина гражданина, если решение госоргана незаконно? 

Итак, представим ситуацию, что решением хокима выделен земельный участок, на котором построен дом, и получены необходимые документы, подтверждающие право собственности на него. Позже собственнику сообщили, что земля выделена незаконно, в связи с чем решение хокима отменяется, а дом подлежит сносу.

Однако, дом построен полагаясь на правильность действий чиновника и законность принятого им решения, более того собственник к этим правонарушениям отношения не имеет. Почему собственник должен нести ущерб, не означает ли это «быть виновным без вины»?

Каково же правовое решение?

Доверие граждан к действию чиновников либо в законность их решения должно быть защищено. Если данное доверие нарушено, то ущерб, нанесенный гражданину должен быть покрыт государством.

В правовой системе это называется «принцип защиты доверия». Идея заключается в повышении ответственности государственного органа перед гражданами, предотвращении незаконных действий чиновников, обеспечении приоритета прав граждан в административных отношениях.

Данный принцип соответствует идее Конституции, т.е. государство должно действовать в интересах народа, государственные органы и должностные лица ответственны перед обществом и гражданами.

Статья 15 Конституции предусматривает, что государство, его органы, должностные лица, общественные объединения и граждане действуют в соответствии с Конституцией и законами. Любой, кто нарушит это требование, будет нести ответственность и возместит пострадавшему нанесенный ему ущерб. Это потому, что законы должны одинаково соблюдаться государственными органами, чиновниками и гражданами.

Административные отношения госорганов и должностных лиц с физическими и юридическими лицами регулируются Законом «Об административных процедурах».

Согласно статье 16 Закона, доверие добросовестного физического или юридического лица к решению государственного органа охраняется законом.

Как работает этот принцип?

При применении принципа защиты доверия государственный орган или должностное лицо должны соблюдать следующие:

– если гражданин действовал добросовестно и выполнял свои обязанности, несоблюдение им официальных процедур не могут быть основанием для отказа в обеспечении его прав;

– информация, предоставленная гражданином, считается достоверной, если государственным органом не доказано иное;

– неясности или противоречия в законодательстве по делу гражданина толкуются в его пользу;

– защита доверия должна быть обеспечена по усмотрению государственного органа или должностного лица.

В соответствии со статьей 59 Закона, в случаях, когда необходимо защитить доверие гражданина, вопрос об аннулировании или изменении документа (решения) рассматривается только в судебном порядке.

Когда принцип не применяется?

Принцип защиты доверия не применяется если:

– гражданин не выполняет дополнительных обязанностей, связанных с решением государственного органа;

– гражданин использовал свое имущество, полученное на основании решения государственного органа, не по назначению;

– гражданин знал или должен был знать, что решение государственного органа является незаконным;

– решение государственного органа принято путем какого-либо воздействия на чиновника (угроза, обман и т.д.);

– закон предусматривает отмену решения государственного органа без защиты доверия граждан.

Например, принцип защиты доверия не распространяется на гражданина, который подкупил чиновника для получения земельного участка, и это было доказано судебным решением.

Принцип защиты доверия не применяется ни в одном случае, когда гражданин действует незаконно.

Как компенсируются убытки?

Убытки заинтересованных лиц, которые действовали, доверяя решению государственного органа или законности деятельности чиновников, подлежат возмещению в полном объеме за счет внебюджетных средств государственного органа, а при отсутствии внебюджетных средств – за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан. Решением суда возмещение убытков может быть возложено на должностных лиц, по вине которых причинены убытки.

Для этого гражданин должен обратиться в суд в течение одного года с даты уведомления об отмене решения государственного органа, признанного незаконным.

При добровольном выполнении гражданином решения государственного органа (например, предписание о сносе незаконной постройки), то меры по принудительному (штрафы и т.д.) исполнению решения не применяются.

Вывод

Практическая реализация принципа защиты доверия является правовым инструментом, который укрепляет доверие граждан к государству, его политике и законам, а его несоблюдение, наоборот, подрывает авторитет государства перед гражданином.

Исправление государственными органами и чиновниками своих ошибок и обеспечение приоритетности прав гражданина является ключевым фактором в формировании эффективной системы управления, обеспечивающего развитие