Рус Ўзб Eng
Последнее обновление : 30.04.2021



14:45:16 (GMT +5), ЧТ, 24 июн 2021

Закон «О нормативно-правовых актах» принят в новой редакции

Обратите внимание

Закон «О нормативно-правовых актах» принят в новой редакции

Разработанный Министерством юстиции на основе реформ последних лет в области нормотворчества и зарубежного опыта Закон «О нормативно-правовых актах» принят в новой редакции.


В чем была необходимость принятия Закона в новой редакции:

во-первых, отсутствие единого законодательного акта, регулирующего вопросы разработки, согласования и принятия проектов нормативно-правовых актов;

(на сегодняшний день данные отношения урегулированы более 10 различными актами законодательства)

во-вторых, регулирование правовых отношений в отраслях в основном подзаконными актами в связи с отсутствием четкой процедуры разработки законов прямого действия;

(на сегодняшний день доля законов в Национальной базе законодательства составляет около 5%)

в-третьих, отсутствие в действующем законе основ современных нормотворческих технологий, таких как «принятие нормативно-правовых актов в порядке эксперимента», «мониторинг правоприменительной практики», «оценка регуляторного воздействия»;

в-четвертых, отсутствие единого порядка юридико-технического оформления проектов являлось причиной формирования различных практик и подходов при их подготовке;

(оформление проектов осуществляется в соответствии с 3-мя документами 3-мя разными способами).

Новый закон имеет ряд преимуществ перед предыдущим законом, в нем:

– устанавливаются основные принципы закона;

(законность, гласность, научность, а также системность, комплексность и стабильность правового регулирования общественных отношений и др.)

– устанавливаются точный порядок и этапы планирования и инициирования разработки проектов;

(разработка проектов планируется на полугодовой, годовой срок и на срок более 1 года)

– обеспечивается применение понятий «законодательство», «акт законодательства» и «законодательный акт» в соответствии с общепринятым значением и теорией нормотворчества;

(нормативно-правовые акты являются актами законодательства и образуют законодательство Республики Узбекистан)

– определяется какие по содержанию законы должны приниматься в виде конституционных законов;

(законы Республики Узбекистан, предусматривающие внесение изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан)

– устанавливается обязательность размещения проектов на Портале обсуждения проектов нормативно-правовых актов для проведения общественного обсуждения и рассмотрения разработчиком каждого поступившего предложения;

(срок обсуждения проектов не должен быть менее чем 15 календарных дней)

– определяются пределы регулирования подзаконных актов;

(в подзаконных актах не допускается установление норм по вопросам, подлежащим регулированию на уровне законодательных актов)

– предусматривается проведение правовой, экономической, финансовой, научной, лингвистической, экологической, коррупционной экспертизы проектов;

(определяется возможность привлечения специалистов из зарубежных стран и международных организаций)

– устанавливаются конкретные сроки согласования проектов министерствами и ведомствами;

(указы и постановления Президента Республики Узбекистан, а также постановления Правительства должны согласовываться в течение 3 рабочих дней, акты государственных органов – в течение 5 рабочих дней, законы – 7 рабочих дней)

– усиливается ответственность руководителей министерств и ведомств за качественное рассмотрение и соблюдение установленных сроков согласования проектов;

– раскрываются механизмы принятия нормативно-правовых актов в порядке правового эксперимента;

(в целях изучения эффективности нормативно-правового акта, данный акт принимается на определенной территории и (или) по кругу лиц)

– определяются правовые основы доведения до исполнителей сути и значения актов законодательства, осуществления контроля и мониторинга за их исполнением, оценки регуляторного воздействия;

– утверждается Единая методика юридико-технического оформления проектов нормативно-правовых актов, а также информационно-аналитических материалов, прилагаемых к ним.

В результате принятия данного Закона будут обеспечены качественная организация нормотворческой деятельности, формирование последовательной и единообразной правоприменительной практики, закрепление на уровне закона всех процессов, связанных с нормотворчеством, а также принятие законов прямого действия.

Отдел по связям с общественностью
Министерства юстиции