Рус Ўзб Eng
Последнее обновление : 30.04.2021



15:06:16 (GMT +5), ЧТ, 24 июн 2021

Министерство юстиции: проект нового закона послужит укреплению прав на землю

Обратите внимание

Министерство юстиции: проект нового закона послужит укреплению прав на землю

27 апреля в Национальном пресс-центре состоялась пресс-конференция, посвященная разъяснению сути и значения разработанного Министерством юстиции проекта Закона Республики Узбекистан «О процедурах изъятия земельных участков для общественных нужд на условиях компенсации».


На пресс-конференции специалисты Министерства юстиции разъяснили представителям СМИ и общественности цели законопроекта, ожидаемые результаты от принятия документа.

Как отмечалось, проект закона прямого действия направлен на усиление защиты прав и законных интересов владельцев земельных участков, совершенствование порядка изъятия земельных участков для общественных нужд на условиях компенсации, предупреждение, а также эффективное разрешение споров, которые могут возникнуть в данной сфере.

На пресс-конференции специалисты министерства ответили на ряд вопросов. В том числе:

Была ли необходимость разработки отдельного закона?

КОНЕЧНО. Изъятие земельных участков для общественных нужд, а также снос объектов, расположенных на изъятом земельном участке, является актуальной проблемой во многих странах, отсутствие должного правового регулирования данных вопросов зачастую вызывает недовольство населения.

Ряд вопросов, связанных с изъятием земельных участков для государственных и общественных нужд в нашей стране, урегулирован положением «О порядке изъятия земельных участков и предоставления компенсации собственникам объектов недвижимого имущества, расположенных на изымаемом земельном участке», утвержденным на уровне постановления Правительства и вступившим в силу с 1 января 2020 года.

Однако все еще имеются некоторые вопросы, которые необходимо решить на уровне закона для усиления имущественных прав физических и юридических лиц при изъятии земельных участков для общественных нужд. Стоит отметить, что Земельный кодекс Республики Узбекистан также не содержит положений, определяющих конкретные процедуры и механизм изъятия земельного участка или его части для общественных нужд.

При разработке законопроекта анализировался ли зарубежный опыт?

Да, изучался и анализировался. Зарубежный опыт в сфере изъятия земельных участков для общественных нужд показывает, что такие важные социально-правовые отношения урегулированы именно на уровне закона.    

К примеру, подобные законы приняты в Японии (Закон «Об экспроприации»), Республике Корея (Закон «О предоставлении компенсации за землю»), Швеции (Закон «Об экспроприации»), Финляндии (Закон «Об экспроприации»), Эстонии (Закон «Об экспроприации недвижимого имущества»), а также в ряде других государств.

В законопроекте уточняется понятие «общественные нужды». Что же подразумевается под общественными нуждами?

В данном законопроекте применяется только словосочетание «общественные нужды», при этом исключается укоренившаяся в правовой системе страны понятие «государственные и общественные нужды».

Если не закрепить конкретное определение понятия «общественные нужды», то это приведет к попыткам различного толкования данного понятия, в том числе толкования частных или коммерческих нужд в качестве общественных.

По этой причине в законопроекте предусматривается исчерпывающий перечень конкретных оснований, при которых земельные участки могут быть изъяты для общественных нужд, исключены такие размытые положения как «другие случаи».

Самое важное – исключается такое основание для изъятия земельного участка, как «осуществление инвестиционных проектов», и инвестор теперь не может выступать в качестве инициатора изъятия земельного участка.

В случае принятия закона будут ли изменения в процессе изъятия земельного участка?

КОНЕЧНО. Законопроект потребует от инициатора осуществить процедуру, состоящую не менее чем из 6 этапов, включая открытое обсуждение с собственниками, прежде чем может быть принято одно лишь решение об изъятии земельного участка.

Только после этого, если местные кенгаши определят, что инициатива изъятия земли служит общественным нуждам, инициаторы могут вступить в переговоры с собственниками и до тех пор, пока не будет получено согласие каждого из них, компенсация не будет предоставлена в полном объеме и объекты недвижимости не будут полностью освобождены, никто не сможет говорить о сносе.

Не допускаются действия, препятствующие правообладателю беспрепятственно распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе отключение жилого помещения от средств коммуникации, блокирование доступа к недвижимому имуществу, создания условий для воспрепятствования достойной жизни правообладателя с целью принуждения его к подписанию договора в случае не достижения с ним соглашения.

В целом, в соответствии с нормами предлагаемого проекта закона будет ли обеспечена прозрачность процедуры изъятия земель?

В целях обеспечения законных интересов граждан, а также прозрачности в данной сфере проект Закона устанавливает следующие беспрецедентные стандарты относительно проведения открытого обсуждения инициативы изъятия земельного участка для общественных нужд:

- обеспечение инициатором обязательной аудио- и видеозаписи процесса проведения открытого обсуждения;

- организация открытого обсуждения с обязательным участием средств массовой информации, участие которых обеспечивается инициатором;

- необходимость проведения открытого обсуждения вблизи места жительства большинства правообладателей;

- требование о необходимости участия двух третей правообладателей для того, чтобы открытое обсуждение считалось проведенным;

- обязанность инициатора по созданию возможности для онлайн-участия правообладателей в открытом обсуждении.

Кроме того, заседания местных Кенгашей по рассмотрению вопроса об изъятии земельного участка будут полностью прозрачными и проводиться с участием СМИ и собственников. Все принятые решения будут опубликованы.

Какие в законопроекте определены правила предоставления компенсации за изъятые земельные участки?

Принятие законопроекта послужит решению следующих вопросов:

- установление конкретных правил предоставления компенсации;

- определяются правила учета социальной нормы при предоставлении иного жилого помещения в качестве компенсации;

- предусматривается возможность предоставления новых домов (квартир в одном многоэтажном доме), расположенных в одной махалле или улице, в целях создания благоприятных условий для правообладателей и членов их семей, проживающих в одной махалле или улице, а также сохранения культурных ценностей;

- устанавливается осуществление регулярного мониторинга своевременного предоставления компенсации в полном объеме через единую информационную систему Государственного реестра объектов недвижимого имущества.

Согласно законопроекту, кто может принимать решение о сносе недвижимого имущества?

Законопроектом предусматривается изменение порядка принятия решения о сносе объекта недвижимого имущества, расположенного на изъятом земельном участке, согласно которому данное решение принимается Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан, областными и Ташкентским городским Кенгашами народных депутатов, а не хокимами.

Предоставляется возможность освобождения объекта недвижимого имущества в течение шести месяцев после предоставления компенсации.

Принятие решений об изъятии земельных участков для общественных нужд и сносе объекта недвижимого имущества станет возможным только после их рассмотрения органами юстиции и выдачи положительного заключения.

Вместе с тем, на пресс-конференции отмечалось, что предлагаемый законопроект направлен на устранение проблем, связанных с этими вопросами, и эффективное решение проблем, которые могут возникнуть.

В этой связи, Министерство юстиции призывает общественность, журналистов и блогеров, специалистов к активному участию в обсуждении данного проекта закона!

Отдел по связям с общественностью
Министерства юстиции