Рус Ўзб Eng
Последнее обновление : 05.06.2020



23:18:05 (GMT +5), ПТ, 5 июн 2020

По пути демократического развития RSS подписка

По пути демократического развития



Наш народ активно готовится к широкому празднованию знаменательной даты – 20-летию Конституции Республики Узбекистан. Ведь для каждого из нас, гражданина этой страны, Основной Закон является неотъемлемой и важной частью жизни.

Конституция служит прочной правовой основой для коренных преобразований, осуществляемых под руководством Президента Ислама Каримова в жизни страны и народа.

Беседа корреспондента Национального информационного агентства Узбекистана – УзА с министром юстиции Республики Узбекистан Нигматиллой Юлдашевым посвящена роли и значению Основного Закона в укреплении независимости, дальнейшем повышении благосостояния нашей страны и народа, работе, осуществляемой в данном направлении органами юстиции.

– Разработанная и принятая под руководством Президента Ислама Каримова Конституция Республики Узбекистан является Основным Законом нашего государства, отражающим волю, дух, общественное сознание и культуру нашего народа, – говорит Н.Юлдашев. – В течение своей многовековой истории наш народ создал собственные национальные принципы конституционности. При этом следует упомянуть «Уложения» Амира Темура. В преамбуле нашего Основного Закона особо отмечается, что народ Узбекистана, принимая Конституцию, опирается на исторический опыт развития узбекской государственности, осознает высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, подтверждает свою верность идеалам демократии и социальной справедливости.

В первые годы независимости, в сложных условиях коренных преобразований в жизни страны и народа, было очень непросто разработать и принять Конституцию, соответствующую изменившимся реалиям. При ее разработке были учтены не только наши богатые национальные традиции и духовное наследие, но и лучший мировой опыт, в первую очередь Всеобщая декларация прав человека, и общепризнанные нормы международного права.

– В чем проявляется самое важное значение Конституции в жизни народа, для развития страны?

– По сути, философия и цели Конституции Республики Узбекистан выражают такую жизнеутверждающую, общечеловеческую идею, как приоритетность прав и свобод человека по отношению к интересам государства. В соответствии с этим в нашей Конституции содержится прогрессивное правовое решение отношений «гражданин – общество – государство». Все это свидетельствует о том, что в стране установлен новый демократический конституционный строй, формируется сильное гражданское общество, мы полностью отказались от царивших в эпоху бывшего советского строя таких взглядов, как «подчиненность государству и единой идеологии», «все принадлежит государству», «интересы государства – интересы народа».

В основу Конституции были положены разработанные Президентом Исламом Каримовым известные пять принципов «узбекской модели» развития - приоритет экономики над политикой, возложение на государство роли главного реформатора, обеспечение верховенства закона, осуществление сильной социальной политики, а также поэтапность и эволюционность реформ.

В стране были созданы стабильная политическая система, действующий на профессиональной основе двухпалатный парламент. В годы независимости парламентом страны было принято 7 конституционных законов, 15 кодексов, свыше 600 законов, ратифицировано более 200 многосторонних международных договоров и, таким образом, сформирован целостный правовой механизм реализации Основного Закона страны.

Конституционное закрепление основных принципов деятельности негосударственных некоммерческих организаций создало важные правовые условия для их развития. На этой основе на сегодняшний день в стране свободно функционирует свыше 6 тысяч негосударственных некоммерческих организаций.

Конституционный опыт развитых государств показывает, что глубокое внедрение в жизнь положений Конституции и их высокая результативность требуют десятков лет. А наш народ добился такого успеха за исторически короткое время – двадцать лет, и это является нашим огромным достижением.

Сегодня сама жизнь подтверждает правильность и жизненность избранного Узбекистаном пути развития. Это ярко проявилось в условиях мирового финансово-экономического кризиса. В частности, как отмечалось в заявлении миссии Международного валютного фонда в прошлом году, за последние пять лет темпы роста в Узбекистане составили в среднем 8,5 процента, что намного выше соответствующего среднего показателя в Центральной Азии.

Если в эпоху бывшего союза в плане экономики Узбекистан был практически только сырьевым придатком, то в годы независимости особое внимание уделяется производству готовой продукции. За последние десять лет доля промышленности в ВВП страны выросла на 24,1 процента, объем экспорта – в 4,6 раза.

В стране резко сократилась смертность, особенно детская и материнская, средняя продолжительность жизни населения увеличилась до 75 лет. На состоявшихся в столице международных конференциях, посвященных перспективам развития систем образования и здравоохранения, отмечалось, что успехи, достигнутые Узбекистаном в данном направлении, могут служить примером для многих государств.

Обеспечивается также специализация судов, их независимость. Создание и совершенствование деятельности специального уполномоченного органа при Министерстве юстиции Республики Узбекистан – Департамента по исполнению судебных решений, материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов является одним из примеров подобной последовательной работы. Повышается и эффективность правосудия. Усиливается судебный контроль на стадии предварительного следствия, обеспечивается равноправие сторон на всех этапах судебного разбирательства.

Внедрение присущего нашему национальному менталитету института примирения служит важным фактором усиления защиты прав и интересов человека. Это является отражением присущих нашему народу толерантности и милосердия.

Отмена смертной казни в Узбекистане в 2008 году вызвала огромный резонанс в международном сообществе.

Создан механизм имплементации международных норм и стандартов в национальное законодательство, сформирована целостная система учреждений по защите прав человека. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 июля 2012 года в Министерстве юстиции была создана Межведомственная рабочая группа по изучению состояния соблюдения прав и свобод человека правоохранительными и другими государственными органами. Главной ее целью является совершенствование законодательства в сфере прав и свобод человека, расширение сотрудничества государственных и негосударственных организаций, подготовка и реализация предложений по имплементации международных документов о правах человека в национальное законодательство и правоприменительную практику. По рекомендациям структур ООН по правам человека утверждено десять национальных планов действия, проводится мониторинг их реализации.

– Законотворчество – непрекращающийся процесс, а постоянно меняющееся время ставит перед нами все новые задачи. Расскажите, пожалуйста, о деятельности министерства в сфере законотворчества.

– Выдвинутая главой нашего государства Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране является тщательно продуманной стратегией совершенствования норм Конституции в процессе демократических реформ.

В статье 16 Конституции сказано, что ни одно из положений настоящей Конституции не может толковаться в ущерб правам и интересам Республики Узбекистан. С учетом этого разработана новая редакция Закона «О нормативно-правовых документах», что будет способствовать обеспечению законности и соответствует положениям Конституции.

При разработке законов особое внимание уделяется изучению национального и международного опыта в целях обеспечения интересов нашей страны и народа.

Министерство юстиции проводит не только правовую экспертизу проектов нормативно-правовых документов, но и разрабатывает их, координирует деятельность органов государственной власти в центре и на местах, касающуюся вопросов нормотворчества, осуществляет методическое руководство.

За прошедший период нынешнего года министерством был разработан 31 проект нормативно-правовых актов, 8 из которых являются проектами законов. Проект Закона «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности», проекты новой редакции Закона «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с введением уголовного наказания в виде обязательных общественных работ» - из их числа.

Организованным в системе министерства Главным управлением по контролю за соблюдением законодательства и его территориальными отделами за короткое время изучена деятельность 37 систем государственных органов.

В результате был установлен ряд нарушений, 93 должностных лица были привлечены к административной, 882 – к дисциплинарной ответственности и 29 освобождены от занимаемой должности.

- Сегодня органы юстиции играют все большую роль как защитники интересов предпринимателей, организаторы договорных отношений. Что вы можете сказать о масштабах и эффективности этой работы?

- Благодаря независимости нашим гражданам предоставлено одно из самых важных конституционных прав – право свободы предпринимательской деятельности. Если в эпоху бывшего советского строя любого человека, имеющего собственную мельницу или четыре-пять домашних животных, «раскулачивали», то теперь Конституция гарантирует каждому человеку право на собственность, неприкосновенность и государственную защиту частной и других форм собственности.

Иначе говоря, в процессе реализации на практике закрепленных Конституцией целей, принципов и задач развитие малого бизнеса и частного предпринимательства, фермерского движения стало одним из приоритетных направлений политики государства. Предпринимателям предоставляется ряд налоговых льгот и преференций, создана благоприятная деловая среда. В результате доля малого бизнеса и частного предпринимательства в валовом внутреннем продукте страны увеличилась с 31 процента (2000 год) до 54 процентов, ныне в этой сфере работают более 75,1 процента всего занятого населения. В настоящее время 82,5 процента валового внутреннего продукта, 91 процент промышленной продукции и почти сто процентов сельскохозяйственной продукции производятся в негосударственном секторе. Реальный доход населения в 2011 году вырос на 23,1 процента, 47 процентов из которых составляет доход от предпринимательской деятельности.

В 2012 году были приняты законы «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» в новой редакции, «О семейном предпринимательстве», «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников», которые расширили рамки гарантий предпринимательской деятельности.

Принятые в июле текущего года указы Президента нашей страны «О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству», «О мерах по кардинальному сокращению статистической, налоговой, финансовой отчетности, лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур» стали логическим продолжением этой работы. Согласно этим документам упрощены процедуры государственной регистрации субъектов предпринимательства и предоставления отчетности, усилена ответственность за ее незаконное истребование.

В целях выявления и устранения случаев незаконного вмешательства в предпринимательскую деятельность, принятия незаконных решений в органах юстиции и прокуратуры организованы «телефоны доверия», что служит важным фактором развития сферы. Кроме этого, на веб-сайте министерства открыта страничка «Обращение предпринимателя».

Следует особо отметить, что участники состоявшейся в сентябре нынешнего года в Ташкенте международной конференции «О роли и значении малого бизнеса и частного предпринимательства в реализации социально-экономической политики в Узбекистане» дали высокую оценку созданным под руководством Президента Ислама Каримова широким возможностям для представителей сферы и достигнутым нашим народом за короткое время успехам.

Еще один важный момент. Сегодня любой фермер или дехканин подтвердит, что основой достигаемых в сельском хозяйстве высоких рубежей являются, прежде всего, внедрение в сферу новых экономических и правовых отношений, укрепление законодательной базы, последовательное обеспечение исполнения законов. Ведь в формировании и укреплении на селе новых имущественных отношений, надежной защите интересов фермеров важную роль играют нормы нашей Конституции.

За 9 месяцев текущего года в интересах фермерских хозяйств органами юстиции было внесено 446 предупреждений и 951 представление в отношении государственных органов и хозяйствующих субъектов. В результате фермерским хозяйствам было возвращено в общей сложности 37 миллиардов сумов. Вместе с тем в интересах фермерских хозяйств в суды было подано около 6 тысяч исковых заявлений на взыскание 17 миллиардов сумов.

- В годы независимости уделяется особое внимание укреплению института семьи. Что делается в целях совершенствования семейного законодательства?

- В нашей Конституции целая глава посвящена семейным отношениям и конкретно определен социальный статус семьи. Основным Законом гарантируется защита семьи, охрана материнства и детства со стороны государства и общества, регламентированы обязанности родителей по содержанию и воспитанию детей до их совершеннолетия, обязанности совершеннолетних детей по заботе о родителях. Все это свидетельствует о том, что семейное законодательство создавалось на основе исторического опыта нашего народа. В принятом на основе Конституции Семейном кодексе впервые отражены такие важнейшие нормы, как проведение медицинского осмотра впервые вступающих в брак лиц, следование национальным традициям в семейных отношениях, определение родства и происхождения детей, обязательства по выплате алиментов, защита прав и интересов детей, оставшихся без родительской опеки.

В Год семьи масштабы подобной работы расширены. Так, в соответствии с Государственной программой «Год семьи» расширены полномочия сходов граждан махаллей по социальной защите семьи.

С учетом того, что выдача свидетельства о рождении ребенка, регистрация брака и развода производится органами ЗАГСа, в последние годы с целью совершенствования их работы был принят ряд законодательных актов. Планируется создание единого электронного архива записей актов гражданского состояния. На уровне современных требований организуются занятия действующих при органах ЗАГСа школ молодой семьи.

- Для реального обеспечения верховенства закона в обществе граждане должны не только знать, но и уметь защищать свои конституционные права и свободы. При этом важную роль играют правовая пропаганда и совершенствование правового обучения. В чем отражается рост правового сознания, мировоззрения и мышления нашего народа?

- Повышение правовой культуры народа, особенно молодежи, - одно из основных направлений политики государства. Как отмечает глава нашего государства, высокая правовая культура – основа демократического общества и показатель сильной правовой системы.

В постановлении Президента нашей страны «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Министерства юстиции Республики Узбекистан» от 23 августа 2011 года особое внимание уделено таким вопросам, как повышение правовой культуры населения, укрепление законности, на Министерство юстиции возложены задачи по координации соответствующей деятельности государственных органов, общественных организаций в сфере правовой пропаганды и просветительства. С этой целью был организован Межведомственный совет по координации работы государственных органов по правовой пропаганде и просвещению.

В настоящее время проводится анализ проведенной государственными органами и общественными объединениями работы в сфере правовой пропаганды и просветительства, разрабатываются указания и рекомендации по устранению выявленных недостатков и росту эффективности работы в этом направлении. Для повышения правовой культуры общества органами и учреждениями юстиции на уровне современных требований среди населения и молодежи проводятся встречи, конференции, диспуты на данную тематику.

Широко налажена практика доведения до населения правовой информации с помощью интернета. Создание Национальной базы данных законодательства «LexUZ» активизировало работу по обеспечению населения правовой информацией. Граждане бесплатно пользуются этой базой, включающей почти 25 тысяч документов на узбекском и русском языках.

Распоряжение Президента страны «Об организации изучения Конституции Республики Узбекистан» от 4 января 2001 года служит важным фактором дальнейшей активизации этого процесса. На основании этого документа на всех этапах образования внедрены учебные занятия по изучению Конституции.

Конституция Республики Узбекистан – Основной Закон страны со стабильной экономикой, свободной и благоустроенной жизнью, добившейся мирового признания, последовательно идущей по избранному пути развития. Нет сомнений, что на этой прочной правовой основе наш народ будет добиваться дальнейших огромных успехов во всех сферах.