Ўзб Рус Eng
Охирги янгиланиш : 16.09.2019



19:45:19 (GMT +5), Дш, 16 сен 2019

О различных подходах к пониманию прав и законных интересов человека в современном мире RSS обуна

О различных подходах к пониманию прав и законных интересов человека в современном мире


ВЫСТУПЛЕНИЕ

заместителя министра юстиции Республики Узбекистан М. Истамова
на тему: «О различных подходах к пониманию прав и законных интересов человека в современном мире»

 

Дамы и господа!

 

Позвольте мне от имени Министерства юстиции поприветствовать всех участников мероприятия.

Сегодня второй день международной научно-практической конференции. Первый день прошел очень продуктивно. Мы прослушали доклады наших уважаемых зарубежных гостей из таких стран, как Индонезия, Турция, Таджикистан, Корея, Казахстан, Армения, а также Россию.

Национальные эксперты также представили очень интересную и полезную с точки зрения обмена опытом информацию по тематике сегодняшнего мероприятия.

Конституция нашей страны – это опора и правовая гарантия общественного развития, яркий символ независимости Родины. Она является волеизъявлением нашего многонационального народа. От первой до последней статьи данный документ посвящен правам и свободам, законным интересам человека, общечеловеческим идеям, служащим процветанию и развитию общества.

В системе ценностей нашего Основного закона отражена идея о том, что человек – наивысшая из всех ценностей, и предусмотрены все условия для возвеличивания и свободного развития личности. Это служит прочным правовым фундаментом последовательного развития общественных отношений и определяет вектор взаимодействия между гражданином, обществом и государством.

Безусловно, конституция является основополагающим документом, задающим тон всей правовой системе государства. На основе и во исполнение конституционных норм принимаются законы, регламентирующие те или иные правоотношения.

В связи с этим, в данном документе обязательно должны быть закреплены общепризнанные основные принципы и нормы, касающиеся прав и свобод человека, так называемые международные стандарты.

Это, в свою очередь, является главной особенностью универсального подхода к пониманию прав и свобод человека.

Есть определенные требования к правам и свободам человека, которые в обязательном порядке должны быть закреплены в Конституции и получить свое дальнейшее развитие в законах и подзаконных нормативно-правовых актах.

Одним из таких универсальных документов является Всеобщая декларация прав человека, положения которой полностью имплементированы в конституцию нашей страны и в целом в национальное законодательство.

Речь идет о личных правах и свободах, политических, экономических, социальных правах, гарантиях прав и свобод человека: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, частную жизнь, свободное передвижение, свободу совести, защиту от посягательств на честь и достоинство, презумпция невиновности и другие.

Среди универсальных политических прав я бы отметил возможность участия в управлении делами общества и государства, самоуправление, общественный контроль, объединение в профсоюзы, институт обращений.

Универсальные экономические и социальные права – это, прежде всего, право на собственность, труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда, социальное обеспечение в старости, квалифицированное медицинское обслуживание, образование, пользование достижениями культуры.

Все вышеуказанные права и свободы, закрепленные Конституцией и законами, обеспечиваются государством. Более того, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Вместе с тем существует и дифференцированный подход к пониманию прав и свобод человека, вытекающий их ментальных особенностей, сложившихся устоев и обычаев, национальной самоидентичности. В нашей стране примером такого подхода является особенное бережное отношение к женщине, уважение старших, почитание младших, коллективное решение вопросов, связанных с семейными делами, воспитанием подрастающего поколения, проведением различных мероприятий, в частности хашаров, которые являются наглядным примером проявления общественной активности граждан страны. Это одна из издавна распространенной в Узбекистане формы взаимопомощи, добровольной акции граждан. Хашары массово проводятся, как правило, два раза в году, накануне национального праздника Навруз и Дня независимости. Традиционно во время хашаров жители благоустраивают и озеленяют улицы, жилые массивы, оказывают помощь малообеспеченным семьям, одиноким, престарелым и нуждающимся людям. А в повседневной жизни это может выражаться в оказании помощи соседям в строительстве дома, уборке урожая и т.д.

Другой уникальной особенностью является естественно сложившийся и традиционный в Узбекистане институт самоуправления – махалля. Деятельность махалли выступает в роли эффективного, пользующегося всемерной поддержкой народа органа самоуправления, способного решать жизненно важные, насущные проблемы людей. Практически ни одно мероприятие, свадьба или религиозная церемония, не проходит без участия почетных аксакалов – старейшин махалли.

В странах региона Центральной Азии данные институты, берущие корни из глубокой древности, не теряют своей актуальности и по нынешний день, напротив наполняются новым содержанием, адаптируются к современным реалиям.

В свою очередь, в западных странах хашары сочли бы за принудительный труд, а институт махалли – форму вмешательства в частную жизнь. В этом и заключается основная суть дифференцированного подхода к пониманию прав и свобод человека, что хорошо для одного государства, не гарантирует его эффективность в условиях другой страны.

Несмотря на то, что по образованию являюсь юристом, более того представляю Министерство юстиции, я не зря отошел от сугубо юридических подходов к пониманию прав и свобод человека и акцентировал внимание на дифференциации – отличительных особенностях. Они играют очень важную роль в формировании правовой системы, накладывают свой отпечаток, включая конституцию и принятые на ее основе законы.

В связи с этим, пользуясь случаем, хотел бы призвать всех участников сегодняшнего мероприятия, в особенности зарубежных партнеров, никогда не торопиться с выводами, учитывать данные нюансы при оценке того или иного вопроса.

Отсюда мы переходим к индивидуальному, адресному подходу к пониманию прав и свобод человека. К сожалению, в последнее время данному вопросу не уделяется должного внимания, тем не менее, это никоим образом не означает потерю его актуальности.

Наоборот, учет данного аспекта способствовал бы более глубокому и соответственно объективному пониманию сути прав и свобод человека на примере конкретно взятого государства. Это особенно актуально, в плане деятельности международных институтов, таких как ООН, ОБСЕ, занимающихся, в том числе мониторингом выполнения международных обязательств государствами-участниками данных организаций в области прав человека. К примеру, в предстоящем году планируется представить очередные национальные доклады Республики Узбекистан в Совет ООН по правам человека в рамках Универсального периодического обзора, а также периодические доклады в конвенционные органы. Также будет представлен Пятый периодический доклад Узбекистана по выполнению положений Международного пакта по гражданским и политическим правам.

На сегодняшний день начата активная подготовительная работа в этом направлении. В частности, совместным постановлением кенгашей обеих палат парламента утвержден План действий по дальнейшему развитию сотрудничества с Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека.

В целом, за годы независимости в договорные органы ООН представлено более 35 национальных докладов Узбекистана. Государственными органами совместно с институтами гражданского общества реализуется более 10 Национальных планов действий по выполнению рекомендаций договорных органов ООН по итогам рассмотрения национальных докладов по правам человека.

Вместе с тем практика показывает, что эффективное обеспечение прав человека зависит от наличия соответствующих инструментов для дальнейшей разработки мер по развитию той или иной области прав человека. Сравнительные показатели являются важнейшим инструментом по измерению прогресса, поскольку их применение позволит изучить реальную ситуацию с правами человека и разработать дальнейшие шаги по совершенствованию защиты прав человека.

Сравнительный подход широко используются на национальном уровне и являются крайне важными в эффективном управлении. Применение показателей и ориентиров в области прав человека позволяет государству эффективно осуществлять мониторинг и оценивать прогресс в имплементации международных норм в области прав человека.

Следует отметить, что для Узбекистана текущий год стал важным историческим моментом развития страны. Развивая конституционные нормы, проделана колоссальная работа в продвижении вопросов обеспечения прав и законных интересов человека.

Я постараюсь не повторяться с предыдущими спикерами и хочу акцентировать внимание на современных подходах к пониманию прав и законных интересов человека через призму происходящих качественных изменений в нашей стране.

Сегодняшнее мероприятие является хорошей площадкой не только для обмена опытом, но и предоставляет уникальную возможность проинформировать о реализуемых реформах, установить контакты для сотрудничества.

Информативным, коммуникационным подходам также отводится очень важное значение в понимании прав и свобод человека.

По инициативе руководителя страны по итогам обсуждения среди широкой общественности принята Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах.

Завершающийся год, как Вам известно, объявлен в Узбекистане «Годом диалога с народом и интересов человека».

За короткий период принят ряд важнейших государственных и территориальных программ, актов законодательства, направленных на ускоренное социально-экономическое и общественно-политическое развитие страны, создание достойных условий жизни для населения, в первую очередь, в сельской местности, а также реализацию созидательного потенциала граждан в осуществлении реформ.

Следует отметить, соответствующие указы и программы приняты по итогам всестороннего и глубокого изучения реального положения дел на местах, что стало возможным благодаря внедрению качественно новой и эффективной формы прямого диалога с народом.

Запущены в ход новые инновационные механизмы поддержания обратной связи между государством и гражданами – Виртуальная приемная, народные приемные Президента Республики Узбекистан в центре и на местах. Цель создания данных институтов заключается, в первую очередь, в противодействии бюрократическим препонам.

Параллельно с этим налажена работа выездных приемных для проведения встреч должностных лиц с гражданами. Такой метод работы позволяет руководителям узнавать о проблемах простых людей и решать их непосредственно на местах.

Внедренные современные формы взаимодействия с гражданами также нашли свое отражение в Законе Республики Узбекистан «Об обращениях физических и юридических лиц», принятом в новой редакции.

Всего на сегодняшний день принято 29 законов, 2 из которых предусматривают внесение изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан в рамках проводимой работы по совершенствованию судебной системы, о которых подробно рассказывали мои коллеги.

Также принято 10 целостных законов. К примеру, в рамках создания дополнительных гарантий обеспечения прав на информацию принят Закон «О распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней».

С принятием указанного Закона усилены гарантии прав граждан на беспрепятственный поиск, получение и распространение правовой информации. Так, основными принципами распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней являются гласность, открытость, своевременность распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней, свобода поиска и получения правовой информации.

Кроме того, с 25 сентября 2017 года Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан – Lex.UZ, созданной по инициативе Министерства юстиции, придан статус официального источника опубликования нормативно-правовых актов Республики Узбекистан. Тем самым в стране налажена удобная система доступа граждан к правовой информации с обозначением конкретных органов, ответственных за ее распространение.

Здесь уже речь идет об инновационных подходах к пониманию и обеспечению прав и законных интересов человека. Это, прежде всего, широкое использование современных IT-технологий, работа в «on-line» режиме, запуск «Call- center», модернизация веб-сайтов государственных органов, одним словом создание максимально удобных, оперативных методов взаимодействия между государством и гражданами.

Использование IT-технологий обеспечивает транспарентность работы государственных органов. Создаются условия для более активного участия граждан в процессе принятия важных управленческих решений, затрагивающих их интересы.

В частности, в рамках создания и развития «Электронного правительства» внедрена Система оценки воздействия актов законодательства (СОВАЗ). Действует Единый портал интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ), через который можно подать обращение в государственный орган, записаться на приме к руководству государственного органа, получить ответ на интересующий вопрос через Call-center, а также электронную цифровую подпись, принять участие в обсуждении нормативно-правовых актов.

Параллельно с этим ведется работа в сфере административной реформы.

В сентябре текущего года утверждена Концепция административной реформы в Республике Узбекистан и «Дорожная карта» по ее реализации. В рамках концепции планируется пересмотреть деятельность более 100 органов государственного и хозяйственного управления. Административная реформа предусматривает создание системы государственного управления, отвечающей общемировым тенденциям инновационного развития.

Главный принцип работы любого демократического государства – его открытость. Электронное правительство в свою очередь зарекомендовало себя в качестве эффективной системы организации деятельности государственных органов в развитых зарубежных странах.

В нашей стране уже внедрена система электронного правительства, но в продолжении административная реформа предусматривает широкое внедрение данной системы путем поэтапного перехода к предоставлению государственных услуг в электронном виде.

Это делается для создания комфортных условий, прежде всего, для граждан, при их взаимодействии с государственными органами.

Большое количество государственных услуг сегодня можно получить не выходя из дома или офиса на Едином портале интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ). Вместе с тем, Концепция административной реформы предусматривает:

— создание на базе центров «одно окно» единых центров оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам;

— регламентацию всех государственных услуг, путем внесения их в единый реестр.

Совершенствуются институты представительной демократии. Так, в декабре мы отметим не только 25-летие Конституции Республики Узбекистан, но и впервые после многолетнего перерыва проведем выборы в районные Кенгаши народных депутатов города Ташкента. Напомню, что ранее они были упразднены. Но в целях укрепления авторитета местных органов власти, расширения их полномочий в определении социально-экономической политики на своей территории по инициативе главы государства принято решение восстановить работу депутатского корпуса на уровне столичных районов.

Выборы в районные Кенгаши народных депутатов города Ташкента назначены на 24 декабря 2017 года.

 

Уважаемые участники конференции.

В заключение своего выступления, я бы хотел отметить, что не существует единых методологических подходов к рассмотрению прав и свобод человека.

Подобного рода мероприятия, как сегодняшняя конференция, регулярные встречи на уровне экспертов, научного сообщества, изучение своевременного опыта зарубежных стран способствуют выработке упрощенных, адаптированных для конкретно взятого государства, подходов, а также выработке новых более эффективных инструментов обеспечения и защиты прав и законных интересов человека.

 

Благодарю за внимание!