Рус Ўзб Eng
Последнее обновление : 18.11.2019



19:51:06 (GMT +5), ПН, 18 ноя 2019

Противодействие коррупции в сфере образования

Обратите внимание

Противодействие коррупции в сфере образования

Всем хорошо известный факт, что хорошее образование не купить за деньги и тот, кто «покупает» образование не станет честным сотрудником. Антикоррупционное мировоззрение должно формироваться с детства, ведь ребенок словно глина, как слепишь, таким и вырастет. Формировать качества честной и достойной человека жизни –никогда не поздно, но неприятие к нарушению закона должно воспитываться со школьной скамьи –и в школах, и в высших учебных заведениях, и в средних учебных заведениях, и, конечно, в семье и в дальнейшем на работе.


Вернуться к списку Версия для печати

Автор: Шерматова Анжелика Азалхановна, старший консультант Управления по координации юридического образовнаия и судебно-экспертной деятельности

Всем хорошо известный факт, что хорошее образование не купить за деньги и тот, кто «покупает» образование не станет честным сотрудником. Антикоррупционное мировоззрение должно формироваться с детства, ведь ребенок словно глина, как слепишь, таким и вырастет. Формировать качества честной и достойной человека жизни –никогда не поздно, но неприятие к нарушению закона должно воспитываться со школьной скамьи –и в школах, и в высших учебных заведениях, и в средних учебных заведениях, и, конечно, в семье и в дальнейшем на работе.

В нашей республике на данный период в сфере противодействия коррупции акцент делается на формирование в обществе антикоррупционного правосознания, то есть внутреннего неприятия коррупции в любых ее проявлениях, чтобы сформировать у каждого из граждан страны внутреннее убеждение, что быть коррупционером не только опасно, но и позорно, а жить честно - выгодно и престижно. В решении данной проблемы главная
и ключевая роль принадлежит образовательным учреждениям.

В Республике Узбекистан принят ряд нормативно-правовых документов в сфере противодействия коррупции. Но самое главное, что нам необходимо - это эффективные механизмы реализации данных правовых норм, в особенности в такой важной части жизни общества, как образовательная сфера.

Как же проявляется коррупция в образовательных учреждениях? Коррупционные проявления могут начинаться с приема в образовательное учреждение, а затем обрастать дополнительными услугами, начиная с платы за экзамены и заканчивая продолжением дальнейшей учебы.

В качестве основных причин коррупции в сфере образования можно отметить следующие:

  • низкий уровень подготовки поступающих в средне-специальные и высшие учебные заведения, но при этом желание родителей, чтоб их дети обучались в престижных учебных заведениях;
  • отсутствие мотивации учащихся к самостоятельному обучения, что заставляет их искать легкие пути решения при сдаче экзаменов, получении дипломов и т.д.;
  • недостаточный уровень заработной платы учителей, преподавателей учебных заведений, что приводит к поиску дополнительного источника дохода, в то же время низкая компетенция педагогов, что также влияет на запуск коррупционного механизма;
  • недостаточное финансирование системы образования. Не получая
    в достаточном объеме для осуществления образовательной деятельности финансовых средств, образовательные учреждения вынуждены искать иные источники финансирования.

Перечислены далеко не все причины возникновения коррупционных проявлений в сфере образования, в связи с которыми возникает вопрос
о необходимости действенных мер по устранению данных причин.

В настоящее время в образовательных учреждениях проводятся занятия, посвященные противодействию коррупции. Также, в академических лицеях и профессиональных колледжах введены специальные курсы
по борьбе с коррупцией. Также глава нашего государства, Президент Республики Узбекистан Шавкат Миромонович Мирзиёев в соответствии
с Указом Президента Республики Узбекистан от 27 мая 2019 года №УП-5729
«О мерах по дальнейшему совершенствованию системы противодействия коррупции в Республике Узбекистан» поручил усилить антикоррупционную тематику в учебных программах в общем среднем, среднем специальном, профессиональном и высшем образовании.

Не стоит забывать и о технических мерах, к примеру, при приеме
в образовательные учреждения, таких как установки видеокамер, металлоискателей, оборудования, которое отключает связь, онлайн-трансляции.

К методам преодоления коррупции в сфере образования также можно отнести следующие:

·                усиление мер уголовных наказаний за любые, в том числе незначительные случаи коррупционного поведения;

·                реальное повышение зарплаты учителям и преподавательскому составу с условием, что у них не будет появляться надобности искать способы заработка;

·                работа горячей линии для оповещения о фактах совершения коррупционных правонарушений. Такая горячая линия могла бы работать на сайтах школ или вузов, при этом любые сообщения о фактах коррупции должны фиксироваться и служить поводом для проверок деятельности учебного заведения;

·                разработка системных программных мероприятий по преодолению коррупции на уровне образовательного учреждения, которые могли бы включать:

1.       повышение активной гражданской позиции, организацию общественных советов, развитие студенческого самоуправления. Большинство студентов опасаются сообщать о фактах коррупции, тем самым, покрывают коррупционеров и способствуют распространению коррупции. Учащиеся с открытой гражданской позицией в условиях развитого студенческого самоуправления будут менее терпимы к коррупции;

2.       разработка на уровне Кодекса корпоративной этики базовых принципов противодействия коррупции на уровне образовательного учреждения. Разработка таких принципов позволит руководству вуза или иной образовательной организации воздействовать на нарушителей, принимать меры административной или дисциплинарной ответственности к тем, кто нарушает этические нормы, в том числе совершает коррупционные правонарушения.

Однако, все вышеперечисленные меры и способы борьбы с коррупцией нуждаются в одной ключевой составляющей – в формировании антикоррупционного мышления. Само население, преимущественно, молодое поколение должно понимать, что коррупция – это не способ решения проблем, а это зло, которое обладает разрушительной силой, в особенности, в жизненно важной сфере, имеющей социально-экономическое значение в развитии государства- сфере образования.