Рус Ўзб Eng
Последнее обновление : 18.11.2019



19:50:05 (GMT +5), ПН, 18 ноя 2019

Министерство юстиции внедряет метод «Регуляторной гильотины»

Обратите внимание

Министерство юстиции внедряет метод «Регуляторной гильотины»

Во исполнение подпункта «г» пункта 7 Указа Президента Республики Узбекистан от 8 августа 2018 года УП–5505 «Об утверждении Концепции совершенствования нормотворческой деятельности» проводятся мероприятия по определению конкретного перечня ведомственных нормативно-правовых актов, принимаемых каждым ведомством, предусмотрев поэтапное сужение и исключение полномочий с переводом содержащихся в них норм в акты законодательства более высокой юридической силы и применение метода «регуляторной гильотины» в отношении остальных актов, в том числе в рамках проводимой систематизации законодательства.


Во исполнение подпункта «г» пункта 7 Указа Президента Республики Узбекистан от 8 августа 2018 года УП–5505 «Об утверждении Концепции совершенствования нормотворческой деятельности» проводятся мероприятия по определению конкретного перечня ведомственных нормативно-правовых актов, принимаемых каждым ведомством, предусмотрев поэтапное сужение и исключение полномочий с переводом содержащихся в них норм в акты законодательства более высокой юридической силы и применение метода «регуляторной гильотины» в отношении остальных актов, в том числе в рамках проводимой систематизации законодательства.

А что такое «регуляторная гильотина»?

Принцип «регуляторной гильотины», внедренный в практику в целях устранения барьеров роста экономики и привлечения инвестиций, был разработан в Швеции в 1980 году. Основная идея данного метода заключается в проведении в короткие сроки инвентаризации действующей нормативно-правовой базы и отмене нормативно-правовых актов, имеющих противоречия (противоречащих друг другу), экономически не эффективных, утративших актуальность, требующих чрезмерных расходов.

При осуществлении метода «регуляторной гильотины» преследуются цели сокращения политических и административных расходов, формирование консультативной атмосферы для предпринимателей и других заинтересованных лиц, развитие эффективного сотрудничества между министерствами и ведомствами в процессе отмены излишних норм и правил.

Каким образом осуществляется «регуляторная гильотина»?

Настоящая интерпретация данного метода разработана Jacobs, Cardowa & Associates на основании опыта Швеции и Южной Кореи. Метод «регуляторной гильотины» осуществляется в следующем порядке:

а) Правительство (или другой орган, на который возложена функция проведения реформ) определяет основные цели «регуляторной гильотины»;

б) ответственный орган на основании поручения Правительства формирует перечень нормативно-правовых актов. По данным нормативно-правовым актам проводится инвентаризация на предмет законности, актуальности и соответствия рыночным отношениям в три этапа: ответственным ведомством, разработавшим акт, независимыми экспертами и группой предпринимателей;

в) после этого, все нормативно-правовые акты, прошедшие инвентаризацию, вносятся в единый реестр. А нормативно-правовые акты, противоречащие вышеуказанным критериям, признаются утратившими силу.

Какие результаты ожидаются от «регуляторной гильотины»?

На сегодняшний день по данному методу осуществлена инвентаризация нормативно-правовых актов во Вьетнаме, Кении, Хорватии, Южной Корее, Украине и других некоторых странах на предмет законности, эффективности или неэффективности для бизнеса, актуальности, по критериям расходов. Также, в вышеназванных государствах метод «регуляторной гильотины» проводился на протяжении от 2 месяцев до 2 лет, в итоге значительно повысился уровень ВВП и увеличилось количество дополнительных рабочих мест.

Ярким примером служит опыт Южной Кореи. Государство на протяжении 11 месяцев пересмотрело около 11 тысяч нормативно-правовых актов и отменило 50% из них. В итоге, объем ВВП повысился на 36 миллиардов долларов США и было создано около миллиона дополнительных рабочих мест.

Одна из таких реформ была проведена в 2005 году в Молдове. Была создана Национальная рабочая группа для проведения «регуляторной гильотины». На протяжении 6 месяцев рабочая группа пересмотрела 1130 нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность. В итоге было выявлено, что 426 актов соответствовали всем установленным критериями были внесены в реестр, в 285 актов были внесены изменения и дополнения. А также, 99 нормативно-правовых актов были отменены.

На сегодняшний день в деле проведения «регуляторной гильотины» Министерством юстиции проведена полная инвентаризация ведомственных нормативно-правовых актов. В итоге были выявлены акты, потерявшие свою актуальность на сегодняшний день. Также проанализирован вопрос регулирования определенных общественных отношений ведомственными нормативно-правовыми актами. В итоге отменено более 390 ведомственных нормативно-правовых актов. Вместе с тем, министерствам и ведомствам были направлены соответствующие предложения по пересмотру актов, устанавливающих ответственность и содержащих нормы, регулирующие одинаковые общественные отношения на предмет их унификации.

Осуществление метода «регуляторной гильотины» в полном объеме нацелено на улучшение бизнес среды и достижение высокой эффективности в экономике, устранение различных административных барьеров, мешающих развитию предпринимательства. Министерством юстиции проводятся все мероприятия для достижения поставленных целей.