Рус Ўзб Eng
Последнее обновление : 18.11.2019



19:49:06 (GMT +5), ПН, 18 ноя 2019

В практику нормотворчества внедряются новые инструменты

Обратите внимание

В практику нормотворчества внедряются новые инструменты

На портале СОВАЗ (regulation.gov.uz) для общественного обсуждения размещен проект постановления Президента Республики Узбекистан «О стратегических направлениях развития органов и учреждений юстиции до 2030 года» (https://regulation.gov.uz/ru/document/9379).


Вернуться к списку Версия для печати

Автор: Камолиддин Исломов старший консультант Министерства юстиции

На портале СОВАЗ (regulation.gov.uz) для общественного обсуждения размещен проект постановления Президента Республики Узбекистан «О стратегических направлениях развития органов и учреждений юстиции до 2030 года» (https://regulation.gov.uz/ru/document/9379).

Одной из основных задач проекта является совершенствование качества проводимой единой государственной правовой политики, координации правотворческой деятельности.

Ожидается, что принятие проекта будет способствовать улучшению нормотворческой деятельности Министерства юстиции, так как предусматривается внедрение новых инструментов таких как «регуляторная гильотина», «оценка регуляторного воздействия», «оценка фактического воздействия» (ex-post анализ), «гендерно-правовая экспертиза», «научная лингвистическая экспертиза».

Регуляторная гильотина

Во-первых, передовой зарубежный опыт нормотворческой деятельности показывает, что одним из наиболее эффективных мер по снижению затрат субъектов предпринимательства является «регуляторная гильотина».

Основной задачей данного инструмента является снижение административного бремени на субъекты предпринимательства и граждан.

Но что это означает на практике?

- Алгоритм внедрения регуляторной гильотины довольно прост и заключается в следующих этапах:

1. Необходимо назначение уполномоченного органа по проведению регуляторной гильотины.

2. Уполномоченный орган совместно с министерствами, ведомствами и другими организациями проводит инвентаризацию всего законодательства прямо или косвенно влияющих на бизнес.

3. Каждый нормативно-правовой акт проходит через определенные фильтры в целях принятия решения о его дальнейшей судьбе. При анализе, норма или административная процедура распределяется в одну из трех категорий: «сохранить», «упростить», «отменить».

4. По категориям «упростить», «отменить» уполномоченным органом вносятся предложения в вышестоящий орган предложения по упрощению существующих норм или же, по их отмене.

Справочно: правительство Великобритании в 2011 – 2015 гг. запустило такие программы как «Red Tape Challenge» «Focus on Enforcement», «Cutting Red Tape», по итогам которых удалось достичь экономии затрат субъектов предпринимательства на соблюдение требований отдельных нормативно-правовых актов в размере более 10 млрд. фунтов в течение 5 лет.

Оценка регуляторного и фактического воздействия

Во-вторых, Минюстом предлагается внедрение нового девиза правотворческой деятельности, а именно: «отсутствие правового регулирования лучше, чем принятие некачественного, непродуманного нормативно-правового акта».

Институциональную основу практической реализации данного девиза должно составить проведение государственными органами оценки регуляторного воздействия предложений по регуляторному вмешательству, а также самих проектов.

В соответствии с передовым международным опытом нормотворческой деятельности, любая регуляторная инициатива должна пройти т.н. стадию «апробации». Это означает, что перед тем, как принять решение о разработке нормативно-правового акта необходимо взвесить все «за» и «против», измерить количественно и качественно текущее состояние, а также предлагаемые меры.

Справочно: Регуляторная мера – это инструмент решения проблемы путем установления, изменения или отмену существующего порядка через нормативные документы в соответствующей сфере.

Данный этап уже на стадии инициирования позволит отсеять нецелесообразные инициативы, а также будет способствовать экономии временных, кадровых, следовательно, финансовых затрат.

Важно помнить: на данном этапе прорабатывается вопрос необходимости разработки соответствующего проекта нормативно-правового акта. Сам проект не разработан.

Предполагается, что после разработки проекта нормативно-правового акта орган государственного управления проводит обязательную оценку регуляторного воздействия.

Гендерно-правовая экспертиза

2 сентября т.г. в Узбекистане был принят Закон «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин», который заложил правовые основы равенства мужчин и женщин во всех сфера жизнедеятельности общества.

Вместе с тем, вынесенной на общественное обсуждение проектом также предусматривается создание и совершенствование институциональных, научных и методологических основ антикоррупционной, гендерно-правовой, научно-лингвистической и иных видов экспертиз нормативно-правовых актов и их проектов.

В частности, в целях предотвращения принятия нормативно-правовых актов, создающие прямую или косвенную дискриминацию по отношению к мужчинам и женщинам, Министерством юстиции в рамках правовой экспертизы также будет проводиться гендерно-правовая экспертиза, которая, в свою очередь, заключается в анализе нормативно-правовых актов и их проектов на предмет соответствия принципам обеспечения гарантий равных прав и возможностей для женщин и мужчин.

Таким образом, все вышеуказанные меры позволят поднять на качественно новый уровень нормотворческий процесс, а также сэкономить значительные бюджетные средства, затрачиваемые на разработку и внесение потенциально нецелесообразных проектов нормативно-правовых актов.