Рус Ўзб Eng
Последнее обновление : 18.11.2019



18:23:53 (GMT +5), ПН, 18 ноя 2019

МИНЮСТ В ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ

Обратите внимание

МИНЮСТ В ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ

В современных условиях информационная открытость власти рассматривается как доминанта демократического общества, способ конструктивного влияния на принятие и реализацию решений госорганами.


Вернуться к списку Версия для печати

Автор: Отдел по связям с общественностью Министерства юстиции

В современных условиях информационная открытость власти рассматривается как доминанта демократического общества, способ конструктивного влияния на принятие и реализацию решений госорганами.

В Стратегии действий обеспечение открытости деятельности госаппарата, внедрение современных форм предоставления информации, касающейся прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, определено в качестве приоритетного направления процесса реформирования системы госуправления. В основе преобразований — принцип «Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу», который продвигается на всех уровнях власти.

 

Что включает в себя понятие «открытость»?

По мнению исполнителей, открытость — возможность получения оперативной информации о планах, результатах и текущей деятельности органа власти, доступность нормативно-правовой базы. Для представителей бизнес-сообщества — наличие оперативной реакции на поступившие обращения и их учет в текущей деятельности, прозрачность и объективность конкурсных процедур.

Для экспертного сообщества — это работа пресс-служб, взаимодействие с общественными советами, информирование о работе с обращениями.

В целом открытое государство строится на трех ключевых принципах: качественное, понятное и объективное предоставление людям информации о работе госорганов, вовлечение людей в принятие решений государственного значения и реализация на практике общественного контроля.

Закон «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» закрепил правовые гарантии доступа граждан к общественно значимой информации, установил четкие механизмы информационного взаимодействия госорганов с обществом. Два раза в год публикуется рейтинг открытости госорганов. По состоянию на 1 июля прошлого года первую строчку уверенно занимает Министерство юстиции.

По мнению экспертов, это вполне обосновано. За последний год система взаимодействия Минюста с населением, СМИ значительно трансформировалась. Действуют «телефоны доверия», организован многоканальный Call-центр, куда могут обратиться граждане из любой точки республики, набрав короткий номер 1008. По итогам прошедшего года в Министерство юстиции только по направлению защиты прав человека поступило свыше 28 тысяч обращений. Из них 20 676 рассмотрены в установленном порядке и более 13 тысяч (66 процентов) удовлетворены.

В печатных и интернет-изданиях, на телевидении и радио организовано более 25 тысяч выступлений специалистов министерства по проблемным вопросам, которые больше всего волнуют население и нашли законное решение после вмешательства органов юстиции. В частности, о защите трудовых прав граждан, предотвращении случаев несвоевременной выплаты им заработной платы, об обеспечении законных прав и интересов фермеров, предпринимателей.

 

Виртуальный диалог

С применением IT трансформируется система взаимоотношений человека и государства. Формат встреч «лицом к лицу» дополняется онлайн-дискуссиями и интернет-взаимодействием. Это один из самых быстрых инструментов обратной связи по широкому спектру вопросов. В Министерстве юстиции активно используют возможности современных технологий.

Так, через официальный веб-сайт Минюста пользователи сети получают сведения по направлениям деятельности органов и учреждений юстиции. На канал «Huquqiy axborot» («Правовая информация»), созданный в мессенджере Telegram, подписано более 190 тысяч человек. Ежедневно осуществляется рассылка информации о принимаемых нормативно-правовых актах.

Для усиления общественного контроля за деятельностью органов и учреждений юстиции, оперативного информирования Министерства юстиции об ошибках и недостатках в их работе в социальной сети Facebook создана специальная группа «Адлия билан мулоқот/Диалог с юстицией». В течение прошлого года через данный канал взаимодействия с населением поступило около пяти тысяч обращений. Гражданам направлены ответы и даны правовые консультации. Подобные страницы есть и других социальных сетях.

 

«Open Justice»

Еще одно нововведение — социальная программа «Open Justice» («Открытая юстиция»). Министерство юстиции для обеспечения максимальной открытости и прозрачности деятельности, внедрения эффективного механизма по противодействию коррупции в системе, информирования общественности о деятельности министерства, обеспечения потребности населения в правовой информации разработало и запустило программу «Open Justice» («Открытая юстиция»).

Какие аспекты охватывает программа?

Снимать и записывать можно. Министерство юстиции призвало на помощь общественность для выявления возможных рисков и проявлений коррупции, превышения полномочий сотрудников или их бездействия. С этой целью дается разрешение на использование гражданами средств аудио и видеозаписи в зданиях органов и учреждений юстиции.

Обсудить проект документа в соцсетях. В социальных сетях будут размещаться и заключения правовой экспертизу по проектам актов законодательства, вызывающихся широкий резонанс в обществе.

Отправить обращение — просто. Упростится порядок отправки обращений. На официальном веб-сайте Министерства юстиции физические и юридические лица могут наблюдать за ходом рассмотрения обращений, направленных в органы юстиции. Предусмотрен запуск специальной платформы, дающей возможность получения сведений о подтвердившихся жалобах на действия или бездействия работников органов юстиции.

«Open Space»: взаимоконтроль. Министерство пересмотрело и структуру размещения кабинетов в собственном здании. Работники размещаются в широком пространстве, позволяющем беспрепятственно наблюдать друг за другом. Граждане, пришедшие в министерство, также могут видеть, чем занимается каждый из сотрудников. Проще говоря, теперь и стены, и двери обеспечивают прозрачность. Данный метод предупреждает и коррупционные факторы.

Дни открытых дверей. Минимум дважды в год в центральном аппарате Министерства юстиции, Агентстве государственных услуг, органах и учреждениях юстиции будут проводиться Дни открытых дверей.

Прозрачный бюджет. Информация, связанная с финансовой деятельностью Министерства юстиции и его структурных подразделений, будет размещаться на официальном веб-сайте министерства.

Юстиция отчитывается. По итогам 2018 года Министерство юстиции подготовило и разместило в открытом доступе специальную брошюру «Юстиция отчитывается». Теперь данный отчет по традиции будет предоставляться ежегодно.

 

Назначение на должность с онлайн-трансляцией

В числе задач определено проведение аттестации сотрудников, конкурсов по назначению их на высокие должности с трансляцией в режиме реального времени в интернете. Это один из факторов обеспечения прозрачности кадровой политики.

Подобный подход уже второй год практикуется при проведении конкурсов по назначению на вакантные должности нотариусов. Они организуются прозрачно и открыто путем прямой трансляции процесса в интернете.

Широко внедряются дистанционные формы взаимоотношений между госорганами и гражданами. Так, с 1 февраля 2018 года за нотариальные услуги можно заплатить через электронные мобильные приложения. В этом случае квитанции формируются автоматически и выдаются через биллинговую систему. А с 1 июня текущего года в деятельность нотариусов внедрена электронная система СМС-оповещения.

Заседания коллегии министерства всегда проходят в формате видео-конференц-связи, с участием СМИ и общественности. Планы проведения открытых заседаний коллегии, в том числе, проекты повестки дня заседаний, дата, место и время проведения, информация о порядке присутствия регулярно размещаются на официальном веб-сайте.

В Министерстве юстиции осознают, что использование общественного контроля и современных информационных технологий — важные факторы обеспечения открытости и прозрачности деятельности. Это также один из ключевых критериев доверия граждан к государственным органам.