Рус Ўзб Eng
Последнее обновление : 18.07.2019



07:02:23 (GMT +5), ПТ, 19 июл 2019

Осуществление внешнеэкономической деятельности будет упрощено

Обратите внимание

Осуществление внешнеэкономической деятельности будет упрощено

В стране в последние годы наблюдается последовательный рост экспорта и импорта. Однако, несмотря на принимаемые меры, Узбекистан занял 165 место в отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса – 2019» по индексу «Международная торговля».


Вернуться к списку Версия для печати

Автор: Отдел по связям с общественностью Министерства юстиции

В стране в последние годы наблюдается последовательный рост экспорта и импорта. Однако, несмотря на принимаемые меры, Узбекистан занял 165 место в отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса – 2019» по индексу «Международная торговля».

Согласно данным рейтинга «Doing business», время осуществления экспорта при пограничном и таможенном контроле составляет 112 часов, при оформлении документов – 96 часов, затраты – 570 долл. США, время на осуществление импорта при пограничном и таможенном контроле составляет 111 часов, при оформлении документов – 174 часа, затраты – 570 долл. США. При этом, зарубежные страны, занимающие высокие места по данному индикатору, время и расходы затрачиваемые на экспорт/импорт близки к нулю. В частности, в Дании (1-место) время и затраты на таможенный и пограничный контроли равны нулю, при этом оформление документов занимает всего 1 час, в Беларуси (25-место) время осуществления экспорта при пограничном и таможенном контроле составляет 5 часов, при оформлении документов – 4 часа, затраты – 168 долл. США, время на осуществление импорта при пограничном и таможенном контроле составляет 0 часов, при оформлении документов – 4 часа, затраты – 0 долл. США.

В связи с этим, Министерством юстиции совместно с Государственным таможенным комитетом проведено изучение законодательства и правоприменительной практики в сфере прохождения процедур оформления документов разрешительного характера, контрольных процедур на таможенных внешнеэкономических и приграничных постах при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Анализ показал наличие излишних бюрократических процедур, требований и документов, представляемых в соответствующие органы для оформления документов разрешительного характера и таможенного оформления.

Среди них – требование о необходимости обращения за 30 дней до экспорта/импорта для оформления разрешительных документов органами ветеринарии и карантина растений;

представления излишних 10 видов документов (контракт, товаросопроводительные документы, акт фумигации, копии нормативных документов и др.);

необходимость представления документов на бумажном носителе, неполное функционирование таможенной информационной системы «Единое окно», что не позволяет полностью перейти на электронное оформление документов, автоматизировать процессы осуществления контроля и обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие.

Кроме того, низкая автоматизированность процессов при прохождении контроля на постах, а также отсутствие регламента прохождения контрольных процедур не позволяет ускорить процесс прохождения контрольных процедур.

Например, при проведении хронометража на посту «Яллама» одно грузовое автотранспортное средство прошло контрольные процедуры (пограничный, таможенный, ветеринарный, фитосанитарный, санитарно-карантинный контроли) за 75 минут, процедура проверки документов заняла около 10 минут, досмотр – около 5, в итоге недостатков в документах и грузе не обнаружено. При этом, 60 минут были потрачены только на ожидание.

При импорте товаров импортеру выдается документ на бумажном носителе («бегунок»), в котором необходимо проставить 6 разрешительных печатей – таможенного контроля, пограничного контроля, досмотра транспорта, ветеринарного контроля, санитарно-карантинного контроля, карантинно-фитосанитарного контроля. При этом, даже если импортируемый товар не является подконтрольным товаром ветеринарной службы, то все равно необходимо получить печать у представителя ветеринарного контроля.

Наряду с этим, отсутствие системы управления рисками в деятельности органов контроля на постах (за исключением таможенных органов), обуславливает необходимость досмотра каждого транспортного средства и груза. Это приводит к увеличению длительности прохождения процедур, а также снижению эффективности осуществления соответствующего контроля.

Изучение зарубежного опыта показало, что внедрение современных информационных систем позволяющих оформлять и получать необходимые документы в режиме реального времени по принципу «одно окно» и проходить таможенный, пограничный и иные контроли посредством автоматизированных систем, отмена излишних процедур и документов позволили передовым зарубежным странам значительно снизить финансовые и временные затраты на осуществление экспорта/импорта.

В целях более полного охвата вопросов при осуществлении внешнеэкономической деятельнсоти на телеграмм канале Министерства юстиции «Huquqiy axborot» был организован опрос предпринимателей с целью выявления реальных проблем сферы и получения предложений по их устранению. Исходя из этого через «qonunchilikbot» поступило свыше 100 предложений и мнений предпринимателей, которые были учтены при изучении и разработке предложений по совершенствованию сферы.

Исходя их этого, Министерством юстиции разработан проект решения Президента Республики Узбекистан, предусматривающий:

сокращение процедур, сроков и документов, необходимых для оформления документов разрешительного характера и прохождения контроля на постах;

полноценное обеспечение функционирования таможенной информационной системы, позволяющей подавать заявки в режиме реального времени и получать разрешительные документы с присвоенным QR-кодом, на основании ТН ВЭД кода проводить автоматический анализ, удаленно отслеживать процесс оформления разрешительных документов;

разработку Регламента прохождения контрольных процедур на постах, а также системы управления рисками и др.