Рус Ўзб Eng
Последнее обновление : 25.05.2019



14:19:32 (GMT +5), СБ, 25 Мая 2019

Интеллектуальная собственность: в объективе внимания юстиции

Обратите внимание

Интеллектуальная собственность: в объективе внимания юстиции

Как известно, в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан 13 апреля 2018 года № ПП–3666 «Об организационных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Министерства юстиции Республики Узбекистан», в структуре министерства образован ряд новых управлений, в частности Управление анализа эффективности системы государственного управления.


Вернуться к списку Версия для печати

Автор: Министерство юстиции

Как известно, в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан 13 апреля 2018 года № ПП–3666 «Об организационных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Министерства юстиции Республики Узбекистан», в структуре министерства образован ряд новых управлений, в частности Управление анализа эффективности системы государственного управления.

Создание данного Управления обусловлено принятием и реализацией Концепции административной реформы в Республике Узбекистан, которая является неотъемлемой частью Стратегии действий по дальнейшему развитию нашей страны.

Так, Министерством юстиции в соответствии с новыми возложенными полномочиями изучены законодательство и правоприменительная практика в области интеллектуальной собственности, в том числе в деятельности Агентства интеллектуальной собственности.

Выбор темы неслучаен и актуален, особенно в текущем году, объявленном в Узбекистане Годом поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий, которые являются, прежде всего, результатом интеллектуальной деятельности.

Вместе с тем, результаты изучения свидетельствуют о накопившихся в сфере проблемах, требующих скорейшего решения в целях обеспечения ускоренного экономического и инновационного развития государства за счет активного привлечения иностранных инвестиций, технологий и современных идей.

В качестве одного из сдерживающих факторов вхождения в наш рынок зарубежных производителей являются высокие ставки пошлин за регистрацию объектов интеллектуальной собственности. Так, согласно подсчетам Всемирной организации интеллектуальной собственности (далее – ВОИС), в Бахрейне сумма пошлин составляет 1 710, Узбекистане – 1 028, ЕС – 897, Омане – 484, Сирии – 473, Израиле – 423, Таиланде – 418, США – 388, Сингапуре – 242, Южной Корее – 233, Туркменистане – 151, Индии – 148, Индонезии – 144, Турции – 143, Японии – 108 швейцарских франков.

Кроме того, имеют место случаи брендрейдинга – захвата чужих брендов. Представители ряда всемирно известных брендов столкнулись с трудностями при вхождении в рынок Узбекистана ввиду брендрейдинга, так как изначально принадлежащие   им   бренды   были   зарегистрированы   на   имя   наших «предприимчивых» граждан.

В качестве основной причины брендрейдинга отмечается отсутствие в действующем законодательство конкретных и понятных критериев определения общеизвестности товарного знака. В результате, на имя наших граждан регистрируются товарные знаки, которые являются всемирно известными брендами и пользуются правовой охраной.

В частности, имеют место случаи аннулирования Апелляционным советом Агентства по интеллектуальной собственности Республики Узбекистан ранее выданных свидетельств на регистрацию ряда всемирно известных товарных знаков по требованию лиц, которым изначально принадлежали права на соответствующие бренды.

Не уделяется должного внимания обеспечению и защите прав и законных интересов правообладателей путем своевременного выявления нарушений в этой сфере.

Правоохранительные органы, как правило, работают согласно заявительному принципу: необходимо, чтобы кто-то к ним обратился и указал на нарушение прав на объекты интеллектуальной собственности.

Следует отметить и тот факт, что законодательство не предусматривает действенные механизмы взыскания компенсаций в случае нарушения интересов добросовестных правообладателей.

Наказанием за нарушение прав владельца товарного знака или знака обслуживания является наложение штрафа от 1 до 5 МРЗП, сумма которого абсолютно несоизмерима с объемом нанесенного ущерба.

Тем самым, отсутствует действенная административная и уголовная ответственность в этой сфере, которая бы служила сдерживающим фактором от правонарушений в этой сфере.

Вышеуказанные упущения и недостатки также сказываются на имидже и рейтинге страны в сфере защиты интеллектуальной собственности. В частности, Узбекистан вовсе не представлен в Международном индексе прав собственности (IPRI) – единственном в мире показателе измерения прав интеллектуальной собственности, в то время как в него вошли такие страны, как Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Россия, Украина.

В свою очередь, позиция страны в соответствующем рынке является одним из главных показателей для иностранных инвесторов существования необходимых условий для надежной защиты их прав и законных интересов.

В связи с этим, по итогам проведенного анализа Министерством юстиции подготовлены проекты постановления Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по обеспечению надежной правовой охраны интеллектуальной собственности» и «Дорожной карты» по совершенствованию системы правовой охраны интеллектуальной собственности.

С учетом актуальности темы, проекты были размещены на портале regulation.gov.uz для общественного обсуждения.

В подготовленных Министерством юстиции проектах содержатся конкретные предложения, направленные на обеспечение надежной правовой охраны интеллектуальной собственности.