О Министерстве Деятельность Интерактивные услуги Обращение в Министерство Международное сотрудничество Законодательство Публикации и издания Библиотека

Деятельность

Контактная информация

Если вас ущемляют в ваших законных правах, то не задумываясь звоните по Телефонам доверия министерства юстиции или его территориальных управлений.

map
Телефон доверия
1008
г. Ташкент, 100047, ул. Сайилгох, 5
Канцелярия: (0371) 233-13-05
Отдел приема граждан и обращений: (0371) 236-26-10
Факс: (0371) 233-48-44
info@minjust.gov.uz

Информационный центр

Информация о задачах и полномочиях Министерства юстиции Республики Узбекистан в сфере защиты прав человека

В целях повышения эффективной правовой защиты прав и свобод человека, постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27 августа 2003 года № 370 в структуре Министерства юстиции создано Управление защиты прав человека с его территориальными подразделениями.

Важнейшими задачами и направлениями деятельности Управления защиты прав человека и его территориальных отделов является обеспечение защиты прав и свобод человека, закрепленных Конституцией и законами, всемерного развития институтов гражданского общества, укрепления их правовых основ.

В сфере обеспечения защиты прав и свобод человека, закрепленных Конституцией и законами, Министерство юстиции Республики Узбекистан:

  • осуществляет постоянный анализ законодательства в области прав человека и вносит предложения по его совершенствованию;
  • изучает международный опыт и готовит предложения по имплементации международно-правовых норм в действующее законодательство Республики Узбекистан;
  • разрабатывает меры по повышению правовых знаний населения в области прав и свобод человека, пропаганде идеи уважения прав человека в обществе;
  • анализирует и обобщает состояние соблюдения законодательства в области прав человека и вносит предложения в соответствующие государственные органы по их улучшению;
  • содействует усилению роли адвокатских структур в защите прав и свобод человека, развитию институтов гражданского общества и укреплению их правовых основ;
  • взаимодействует с Уполномоченным Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсман) и Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека, в том числе в области осуществления мониторинга соблюдения прав и свобод человека;
  • обеспечивает объективное и всестороннее рассмотрение обращений граждан о нарушениях их конституционных прав и свобод, принимает по ним меры в соответствии с законодательством.

Доступность граждан для защиты своих интересов является важнейшим принципом деятельности министерства, реализация практической задачи защиты прав человека обеспечена с помощью создания системы приема, рассмотрения и учета поступающих обращений (жалоб) в данной сфере.

Так, в 2007 году в органы юстиции от граждан поступило 4302 заявлений и жалоб, из них рассмотрены по существу — 4260 (99,0%) и удовлетворены — 1032 (23,9%), даны разъяснения правового характера — 1486 (34,5%), не нашли своего подтверждения — 363, направлены для рассмотрения в соответствующие органы — 1309.

Анализ поступивших жалоб показал, что наибольшее число нареканий граждан касается деятельности органов, осуществляющие дознание и расследование уголовных дел, а также рассмотрения судами гражданских, уголовных дел, и дел об административном правонарушении. Из общего количества обращений граждан 14,9% затрагивают вопросы несогласия с решениями суда, 50,2% по другим вопросам, некоторые из которых связаны с неправомерными действиями работников правоохранительных органов.

Обращения по трудовым и социальным вопросам составляют 20,8%. При этом, большинство нарушений прав граждан связаны с невыплатой заработной платы. Касающихся земельных вопросов 3,9% показывают, что данные права являются объектом нарушения со стороны местных органов власти, а также адвокатуры — 1,8%, по другим вопросам — 8,4%.

Общий анализ работы с жалобами показал, что в 31% случаев права заявителя удается восстановить средствами органов юстиции.

В частности, в сфере защиты прав человека в целях устранения выявленных нарушений законодательства внесены 725 представлений.

Кроме того, в целях устранения выявленных нарушений законодательства внесены 181 предупреждений и 183 предписаний, о привлечении к административной ответственности 173 предложений, на их основе привлечены к административной ответственности 181 виновных лица, внесены 27 предложений о привлечении лиц к уголовной ответственности, из которых 18 лиц привлечены.

В судебные органы внесены 1430 исковых заявлений на сумму 617 млн. сум., из которых 1217 исковых заявлений на сумму 569 млн. сум. были удовлетворены, из них полностью исполнены 1040 на сумму 461 млн. сум.

Управление защиты прав человека Министерства юстиции Республики Узбекистан образовано на основании постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27 августа 2003 года № 370 и является структурным подразделением Министерства юстиции Республики Узбекистан. В Министерстве юстиции Республики Каракалпакстан, управлениях юстиции областей и города Ташкента образуются отделы защиты прав человека, входящие в систему Управления для выполнения следующих задач:

  • Анализ законодательства в области прав человека и состояние его соблюдения, внесение предложений по совершенствованию законодательства в этой области и улучшению работ по их соблюдению;
  • Содействие развитию институтов гражданского общества, укреплению их правовых основ;
  • Обеспечение защиты прав и свобод человека, закрепленных Конституцией и законами:
    • разрабатывает меры по повышению правовых знаний населения в области прав и свобод человека, пропаганде идеи уважения прав человека в обществе;
    • содействует усилению роли адвокатских структур в защите прав и свобод человека, развитию институтов гражданского общества и укреплению их правовых основ;
    • взаимодействует с действующими в Республике Узбекистан международными и неправительственными организациями по вопросам защиты прав человека.

Порядок рассмотрения обращения граждан в Управление защиты прав человека основан Законом Республики Узбекистан «Об обращениях граждан» и Уставом Министерства юстиции Республики Узбекистан о рассмотрении обращений граждан.

На основании вышеизложенного Управление рассматривает обращения граждан путем личного приема или путем письменного обращения, т. е. через письма, отправленные почтой.

Личный прием граждан проводится начальником Управления или по его поручению, другим уполномоченным должностным лицом Управления.

Приемные дни:

  • с понедельника по пятницам, с 09:00 до 17:00,
  • обращаться по внутренним телефонным номерам: 271, 272 или к сотруднику отдела приема граждан, писем и заявлений канцелярии.

Должностной сотрудник, который принимает граждан, должен вести запись в регистрационную книгу, также, должен заполнять карточки регистрации по письменным обращениям.

Управление защиты прав человека рассматривает обращения граждан в форме заявления, предложения и жалобы. Обращения граждан, рассмотрение которых не входит в компетенцию Министерства юстиции, перенаправляется по принадлежности в течение 5 дней и о чем граждане информируются.

Министерство для всестороннего рассмотрения направляет обращения в Управления юстиции на местах. Это дает возможность рассмотрения обращения на месте и всесторонне.